Татахуин: метеорит, скрывающий тайну формирования Солнечной системы

27 июня 1931 года несущийся к Земле огненный шар разлетелся в небе на сотни осколков, покрыв ими город Татахуин (Tatahouine, Тунис). Это таинственное явление оказалось не только загадочным моментом в истории города, но и ключом к пониманию ранней Солнечной системы.

Татахуин: метеорит, скрывающий тайну формирования Солнечной системы

Однако необычное совпадение судеб Татахуина не закончилось лишь ярким световым шоу. Город стал позже участником истории кинематографа, став местом съемок планеты Татуин в культовой серии фильмов «Звездные войны». Режиссер Джордж Лукас нашел в тунисской пустыне и его деревнях идеальный фон для создания вымышленной родины Люка Скайуокера и Дарта Вейдера.

Татахуин: метеорит, скрывающий тайну формирования Солнечной системы

Тайна метеорита 1931 года, известного как диогенит, начала раскрываться благодаря недавнему исследованию. Этот редкий тип ахондрита оказался необычным представителем своего семейства, позволяя ученым больше узнать о прошлом Солнечной системы.

Исследование структуры метеорита привело к открытию кристаллов размером до 5 мм с черными прожилками, вызванными ударом и высокими температурами. Это дало возможность предположить, что метеорит испытал давление до 25 гигапаскалей — воздействие, сравнимое с силой, которую можно наблюдать на дне Марианской впадины.

Но как связаны эти открытия с далекой планетой Татуин и ее ролью в «Звездных войнах»? Оказывается, диогениты, включая метеорит из Татахуина, могут иметь общее происхождение с четвертым по величине астероидом в поясе астероидов — 4 Вестой. Этот астероид хранит в себе уникальную информацию о ранней Солнечной системе.

Исследование 18 диогенитов, включая Татахуин, подтвердило их происхождение от 4 Весты. С использованием методов радиометрического аргонового датирования возраста и электронной микроскопии, ученые составили карту времени столкновений в поясе астероидов. Результаты показали, что 3,4 миллиарда лет назад произошло катастрофическое событие на 4 Весте, вероятно, вызванное столкновением.

Эта катастрофа, по предположениям исследователей, привела к формированию множества меньших астероидов, также известных как «вестоиды».